Автор: Елена КРАСОТИНА
Стрессы. Загрязнение окружающей среды. Всевозможные фобии. Плохие и очень плохие новости — то теракт, то метро стоит. Увы, это фундамент жизни в мегаполисах. Да и в районных центрах подчас бушуют страсти государственного масштаба. В крупных городах телевизор работает круглосуточно. Почти постоянное воздействие шумов и других звуков (плееры — мины замедленного действия). Неврозы, немотивированная агрессия, склонность к суициду, депрессии — далеко не полный перечень диагнозов, которые ставят, увы, и детям. Зоотерапия — термин, все более укореняющийся в жизни горожан. Казалось бы, собак, кошек и другой живности в квартирах прибавилось, однако о зоотерапии еще мало известно, поэтому много внимания уделяет ей телевидение. Что побуждает специалистов помимо лекарственных средств назначать, например, еще и общение с киской? При каких заболеваниях необходима зоотерапия? Сегодня этой теме посвящена статья психиатра.
Такую фразу родители часто слышат от детей. Мне не известны случаи, когда бы ребенок долгое время просил, буквально умолял родителей купить ящерицу, обезьяну или крокодильчика. Чаще всего дети просят кошку или собаку. Чем же привлекают к себе эти животные, особенно кошки? Что за волшебное притягательное обаяние в котятах? Перечислю основные характеристики кошек: грациозные и хитрые, гордые и своенравные, независимые и преданные, льстивые и заботливые — коктейль противоречий! Одно должно бы исключать другое, но в кошках все в меру. В котятах мы не наблюдаем всех перечисленных качеств: их личности, как и личность ребенка, формируются постепенно, правда, гораздо быстрее. Вот почему котята с рождения и приблизительно до года так симпатичны детям. В общении с ними у ребенка начинает формироваться чувство ответственности, уверенности в себе, в своих действия, ощущая на себе родительскую заботу, он переносит усвоенные им навыки на котенка.
Животные также не остаются внакладе и по-своему проявляют заботу о детях, «воспитывают», тонко чувствуя «возрастной ценз» малышей. Очень привлекательны для кошек «молочные» дети (то есть на грудном вскармливании или на молочных смесях из бутылочек). Их, кстати, привлекает в этот период вся особая атмосфера комнаты, в которую поставлена кроватка малыша. Как правило, взрослые коты и кошки берут на себя роль заботливой няни и охранника. Часто они спят, устраиваясь так, чтобы лицо младенца было в поле зрения, громко, усиленно мурлычат, иногда и «регулируют» количество посетителей, отгоняя от кроватки спящего дитяти родственников. Наблюдались случаи, когда кошки успокаивали заплакавшего ребенка мяуканьем и даже легким, но настойчивым постукиванием лапкой по туловищу и голове. Конечно, малыш еще не скоро увидит четкий образ заботливого зверька. Но когда такой момент наступит, он с удовольствием начнет следить за действиями своего усатого няня или няньки и с четырех до шести месяцев будет его всесторонне изучать. Животные покорно будут сносить все тычки дитяти, так сказать, на своей шкуре. Отмечено, что после матери взрослая кошка — это вполне доступный объект для малыша полугодовалого возраста, ведь можно не только созерцать его, но и прикоснуться к нему и услышать мяуканье.
Совместные игры начнутся у кошки с «ползунком»: тронуть на полу лапой погремушку, покатать маленький мячик, даже повести, вернее, заставить поползти за собой – вот ее основные действия. В случае «атаки» малыша животное сможет отбежать, запрыгнуть на стул или спрятаться. В этот период взрослые животные выступают в роли наставников-опекунов. Когда ребенок начнет самостоятельно ходить, круг игр расширится: здесь и «догонялки», и прятки. И только потом, когда ребенок перешагнет трех — или даже четырехлетний возраст, они станут «товарищами». Роли поменяются, и «маленьким учителем» станет ребенок. Он будет открывать перед кошкой книжку, особенно на тех страницах, где нарисованы кошки; показывать нечто интересное за окном; пожалуется, если у него заболит пальчик и т.п. Кошки — истинные члены семьи — в нужный момент и язычком лизнут, и холодным носиком прикоснутся, и спинку под ладонь подставят. Это и есть их язык общения. Без преувеличения скажу, что у дошкольника его маленький четвероногий друг запечатлевается на всю оставшуюся жизнь. Как правило, это очень теплые воспоминания, но именно в этом возрасте дети остро ощущают потерю такого друга. Попутно отмечу, что у 87% детей, выросших без животных в доме, наблюдаются вспышки агрессивного поведения.
В подростковом возрасте ребенок видит в домашних кошках объект доверия, понимания. Иногда это единственное существо, которому можно поведать свои тайны, мысли, чувства, это самый близкий друг, который все выслушает и поймет. Но как ни странно, именно подростки легко забывают четвероногих наперсников. В этом возрасте у детей бушуют эмоции, путаются мысли, наслаиваются чувства. Но через какое-то время кот может опять стать их фаворитом. В современном, наполненном стрессовыми ситуациями мире люди все чаще и чаще прибегают к помощи животных-лекарей. Иногда такая помощь требуется на несколько недель или месяцев, а иногда и на несколько лет. Кошки отлично реабилитируют психику — чаще всего после различных, внезапно полученных психических травм, например при изнасиловании, потере одного или обоих родителей. При серьезной физической травме (авария, теракт), которая обычно сочетается с психическим нарушением, на определенном этапе выздоровления стоит подыскать в «сиделки» спокойную кошку или, в зависимости от состояния больного, котенка. Такое общение поможет пробудить чувства, эмоции, желание жить, радоваться — наладит связь с внешним миром. Животные необходимы детям с различными формами депрессий, а также эпилептикам и аутистам. Кошка, например, дает возможность выйти из своей «скорлупы» и найти связь с внешним миром, то есть стать коммуникабельным.
Полезны кошки в семьях, где растут дети с генетическими заболеваниями (синдром Дауна, слабоумие различной степени и природы), а также с неизлечимыми заболеваниями, физическими уродствами и ВИЧ-инфицированные. При этих вариантах патологии необходимо длительное, регулярное, а лучше постоянное общение с кошками. К сожалению, в нашей стране специализированных клиник, где были бы организованы лечение и реабилитация маленьких пациентов с помощью кошек, нет. Отмечу, что привлекать животных к лечению больных впервые стали в конце ХYIII -начале XIX века в Англии, в графстве Йоркшир, в клинике для душевнобольных. Такое направление назвали зоотерапией. Очень многие семьи отказываются от присутствия в доме кошек. Я могу назвать только две причины, по которым можно пойти на такой шаг: это нарушения иммунологического характера (снижение иммунитета при хронических инфекциях и вирусных заболеваниях) и аллергические реакции.
Журнал «Друг для любителей кошек», № 9, 2006 год
Материал воспроизведен с письменного разрешения редакции журнала
http://www.droug.ru